Мостовой кран представляет собой грузоподъемную машину, перемещающуюся по мосту и оборудованную захватывающим устройством. Его основное предназначение – выполнение работ по погрузке-разгрузке изделий всевозможного назначения и решение всевозможных специфических задач.
Классифицируются мостовые краны:
- По способу опирания на крановые пути – подвесные и опорные.
- По конструкции – однобалочные (кран-балки) и двухбалочные.
- По типу привода – ручные и электрические.
Находят свое применение мостовые краны в строительства, промышленности, складском хозяйстве – мостовые краны металлургические, шахтные, общего и специального назначения позволяют с успехом выполнять огромное количество трудоемких и сложных манипуляций.
Что представляет собой смета на монтаж мостового крана
В смете на монтаж мостового крана самой главной статьей расходов является подготовка «Проекта производственных работ». Кроме того, в нее включены все финансовые расходы, связанные с выплатой зарплаты сотрудникам, оплатой налогов и, конечно:
- покупкой самого крана и комплектующих к нему,
- издержками на доставку (транспорт, погрузочно-разгрузочные работы),
- подготовительными работами (расчисткой стройплощадки, осуществление нулевого цикла, закладка фундамента),
- монтажом путей и конструкций,
- установкой кранового оборудования,
- электромонтажными и пусконаладочными работами.
К тому же, на окончательную стоимость работ окажут влияние уровень готовности объекта, место, где потребуется расположить крановую установку, и наличие либо отсутствие у заказчика грузоподъемного оборудования.
Монтаж мостовых кранов может быть осуществлен с помощью самоходной техники, с использованием башенных и стреловых рельсовых кранов. Специалисты подразделяют его на комплексный и частичный. Первый используется для установки крана на совершенно новом месте, второй – там, где уже имеются пути и подкрановая эстакада.
Мостовые краны, подвергающиеся интенсивной эксплуатации, нуждаются в проведении, как профилактических, так и капитальных ремонтов. Текущий ремонт не нуждается в специальной подготовке и проводится в рабочем режиме, капитальный же требует финансовых вложений и участия высококвалифицированных ремонтных бригад.
- Кран разберут полностью или разборке подвергнется та его часть, которая и нуждается в ремонте.
- Все составляющие его детали, механизмы и рабочие узлы промоют, очистят и тщательно смажут.
- Изношенные и вышедшие из строя детали отремонтируют или заменят на новые.
- Произведут основательную проверку крепежных механизмов.
- Кран соберут, подвергнут проверке и произведут его обкатку.
Установка мостового крана
От грамотно произведенной установки мостового крана зависит его работоспособность и функциональность. А также, безопасность его эксплуатации. Процесс возведения кранового механизма должен находиться под особым контролем – малейшая ошибка специалистов может привезти к фатальным последствиям в дальнейшем. Именно поэтому доверять выполнение этих трудоемких и ответственных манипуляций можно только компаниям с проверенной репутацией, имеющим разрешительные документы на проведение подобного рода работ, штат квалифицированных специалистов и необходимое оборудование. Только в этом случае монтаж мостового крана будет произведен на должном уровне, качественно и с соблюдением всех требований безопасности. И в будущем кран сможет работать производительно, безаварийно и в течение длительного времени не потребует ремонта.
Виды монтажа мостовых кранов
Монтаж мостового рана должен производиться в строгом соответствии с требованиями ГОСТа, СНиПа и РД 10-138-97 и ПБ 10-382
- Комплексный – установка подкрановых путей + сборка кранового оборудования.
- Частичный – монтаж крана на уже имеющиеся подкрановые пути с последующей их нивелировкой.
Сам процесс монтажа начинается с тщательного обследования места установки кранового оборудования, осуществления требующихся расчетов и принятия решения о способах сборки. На основе полученных и обработанных данных разрабатывается «Проект производственных работ» (сокращенно ППР) – документ, содержащий основные решения, касающиеся непосредственно работ по осуществлению монтажа мостового крана.
Выбор технологии монтажа мостового крана
Выбирая ту или иную технологию монтажа, специалисты учитывают, прежде всего, массу и габариты будущего оборудования, особенности конструкции здания и планировки места установки – помещения, цеха, склада.
Монтаж мостового одно- или двухбалочного крана может быть:
- Поэлементным – сборка элементов крановой установки производится в месте установки кранового оборудования. Данный тип установки имеет свои особенности и считается достаточно неудобным – используют его только в том случае, если существует острая нехватка свободного места на рабочей площадке. Полумосты поднимают и соединяют в порядке очередности, далее монтируют грузовую тележку крана, анализируют геометрические размеры собранной конструкции, устанавливают кабину машиниста и производят запасовку канатов – процесс сложен и требует от исполнителей точности и предельной концентрации внимания.
- Крупноблочным – блочные конструкции (электрооборудование, узлы и механизмы) монтируются непосредственно на земле. Затем поднимаются на площадку, где происходит монтаж кранового оборудования и собираются в единое целое. Этот тип установки более быстр, безопасен и удобен. Однако, там, где сборочные места имеют ограничения по площади, он невозможен по техническим причинам.
- Полноблочным – кран собирается целиком непосредственно на рабочей площадке. Готовую крановую конструкцию ставят на крановые пути. Единственное, что предстоит решить специалистам, каким образом монтировать грузовую тележку – отдельно от крана или вместе с ним.
Чаще всего для монтажа мостового крана используют крупноблочные или полноблочные способы, как более выгодные с экономической и временной точек зрения. К тому же, это самые технологичные и безопасные варианты – они позволяют сокращать число высотных операций, предоставляют возможность использовать грузоподъемную технику и сводят к минимуму временные рамки осуществления работ.
Монтаж подкрановых путей – особенности выполнения работ
Подкрановыми путями называют целый комплекс направляющих, служащих для перемещения кранового оборудования. Для их изготовления используют износоустойчивые металлы высокой прочности – подкрановые пути должны выдерживать высокие эксплуатационные нагрузки.
Подкрановые пути состоят из:
- Колонн или стропильных балок для опорных подвесных кранов.
- Балок для кранового пути для перемещения тележки с грузовым устройством и кабиной машиниста.
- Путевого оборудования – указателей, ограничителей движения, знаков-предупредителей.
- Направляющих и скреплений на стыках.
Перед тем, как приступить к монтажу подкрановых путей, разрабатываются их проект и ППР, производится экспертиза места монтажа. Далее осуществляется поставка элементов будущей конструкции, происходит монтаж подкрановых балок и рельсов, нивелируются подкрановые пути.
Некоторые нюансы монтажа подвесных однобалочных и опорных кранов
В зависимости от способа крепления кранового оборудования к несущим конструкциям, выстраивают порядок проведения сборочных операций.
- Для того, чтобы смонтировать однобалочный (подвесной) кран, сначала устанавливают на специальные подставки пролетную балку, затем собирают концевые балки и электротельфер и проводят электромонтажные работы (в соответствии с документацией). Завершающим этапом становится установка готового однобалочного (подвесного) крана на подкрановые балки.
- Производя монтаж мостового опорного крана, сначала устанавливают концевые балки на подкрановые пути, затем собирают мост, устанавливают его на концевые балки и производят проверку на прочность всех соединений.
Но завершение работ по монтажу мостового крана еще не означает, что можно начинать эксплуатацию конструкции. В соответствии с требованиями ПБ 10-382-00, собранное оборудование должно пройти определенное тестирование. В случае его успешности можно начинать работу на кране.
Испытания производятся статические – проверка крана на способность поднять груз, вес и габариты которого на 25% превышают показатели рекомендуемой производителем грузоподъемности, и динамические – проверка крана на способность поднять груз в движении. Вес и габариты груза при этом должны превышать рекомендуемые производителем на 10%
Успешно прошедший испытания кран – залог работоспособности, долговечности, функционала конструкции и безопасности проводимых с ее помощью работ.
Смотрите также: