Легкие мостовые краны, предназначенные для подъема грузов массой до 10 тонн, не требуется регистрировать в органах Ростехнадзора. Грузовые конструкции изготавливают по двум ГОСТам:
- для опорных кранов ГОСТ 22045;
- для подвесных кранов ГОСТ 7890.
Согласно правил безопасности 1038200, облегченные конструкции, в том числе и для нужд собственного производства, предприятие может изготавливать самостоятельно. Документацию для мостовых кранов предприятие может разработать самостоятельно или заказать в конструкторском бюро.
Такие детали, как концевые балки с ходовыми тележками можно приобрести у сторонней организации. Электроаппаратура, редукторы, тали, крепежные элементы всегда есть в продаже у профильных организаций. Дополнительно к крану, необходимо приобрести несущие балки, а также обратить внимание на сопроводительную документацию, которая идет в комплекте к балкам. Сведения о несущей балке, должны пройти полное техническое освидетельствование. Если данная процедура не была проведена, исполнитель может скрыть следующие недоработки своей продукции, а именно:
- слабую прочность конструкции;
- отсутствие реле «обрыва фаз»;
- электромонтаж низкого качества;
- низкое качество сварочных работ;
- повышенный шум при работе и многое другое.
Комплектующие, не прошедшие тестирование, сложно отнести к надежным. Производитель не гарантирует исправную работу своей продукции, соответственно, возникающие поломки устранять покупатель будет самостоятельно.
Эволюция подвесных кранов
Прототипы подвесных кранов, которые были в обиходе после войны, со временем сильно видоизменились. Появились ходовые тележки, новые конструкции стали обладать умеренной металлоемкостью. Постепенно, предприятия самостоятельно стали изготавливать конструкции для нужд собственного производства. Но, если в советское время, приобретаемые комплектующие соответствовали требованиям ГОСТ, то в 90-е годы вплоть до нынешнего времени, изготовители стали интерпретировать требования и стандарты по своему усмотрению.
В частности, сильные изменения коснулись навесных мотор-редукторов, а также открытых зубчатых передач привода передвижения. Помимо вышеперечисленных изменений, сегодня предприятия заменяют самодельные шкафы электрооборудования – покупными, с максимальным классом защиты.
Новейшие тенденции производства легких мостовых кранов
Современные модели мостовых кранов импортного производства демонстрируют отличные технические характеристики. Целесообразно, применять иностранный опыт для адаптации продукции российского производства под современные стандарты. В частности, имеет смысл перенимать опыт в вопросе:
- обслуживания кранов;
- адаптации их под новейшие требования безопасности;
- разработке нормативной документации.
Пренебрежение новыми стандартами качества, применяемыми во всем мире, рано или поздно станет причиной заката данной отрасли в нашей стране.
Современные стандарты проектирования легких мостовых кранов, используемые в мире, предполагают изменение правил расчета применения металлоконструкций для дополнительного усиления кранов. Необходимо обновлять стандарты массового производства кранов, грузоподъемностью от 3 до 10 тонн. Индивидуальное проектирование имеет ряд недостатков. Так, усовершенствованные стандарты позволят выпускать краны разной грузоподъемности, с минимальными финансовыми затратами. Производителям требуется учитывать новые правила режима эксплуатации, скорость и массу средних грузов.
Анализ новейших стандартов производства кранов, позволяет вывести наиболее актуальные типоразмеры грузоподъемного оборудования, а также, типоразмеры:
- колес и привода;
- концевых и несущих балок.
Изменение типоразмеров легких мостовых кранов
Ныне использующиеся краны, применяемые на производстве, сложно назвать компактными, они занимают достаточно много места, в сравнении с той площадью, которую они способны обслуживать. Например, кран грузоподъемностью до 5 тонн, занимает около 2 метров высоты, при условии, что расстояние от пола до потолка составляет 6 метров. Соответственно, оборудование занимает треть объема помещения.
Если в качестве альтернативы использовать плоские краны с широкополочным двутавром и талями с меньшим вертикальным подходом, можно расширить полезную площадь помещения до 1 метра. Иностранные производители давно используют широкополочные двутавры, однако, аналоги российского производства, выполненные по стандарту ГОСТ 22584, не могут применяться для плоских кранов. Поскольку двутавры российского производства выпускаются без противовеса.
Адаптация грузоподъемного оборудования
Следует помнить и о том, что при создании нового проекта производственного здания, грузоподъемное оборудование также должно быть современной проектировки.
Предварительно следует выполнить расчеты допустимой нагрузи на крановое колесо опорного крана. В расчетах требуется учитывать множество различных факторов, в том числе и:
- режим работы крана;
- скорость качения.
Не корректно выполненные расчеты, часто становятся причиной выхода из строя ходовых колес. Конструкции колесных букс и концевых балок должны иметь геометрически правильное расположение колес, демонтаж колес должен выполняться просто и без сложностей. Есть смысл отказаться от колесных реборд. Поскольку они создают наибольшее сопротивление передвижению крана.
Применение колесных реборд с одной стороны оправдано, поскольку существенно упрощает конструкцию колесного узла, а с другой стороны – возрастает потребляемая мощность, износ колес и рельсы. Наиболее заметны такие несовершенства во время эксплуатации электроталей, которые движутся по криволинейным путям.
В данном случае, рекомендуется применять мотор-редукторы. Тем более, что они представлены большим многообразием моделей как отечественного, так и импортного производства. Мотор-редукторы отличаются мощностью, различными передаточными отношениями. Цена на оборудование вразумительная, качество достаточно высокое, а модели со шлифовальными зубьями, работают практически не издавая шума.
При этом, всегда можно выбрать виды, оснащенные тормозом или иными дополнительными опциями. Иностранные производители предлагают приводной колесный блок. Он оснащен подшипником и буфером. Неприводные блоки предназначены для монтажа к концевой балке. В случае, если планируется приобретение колесного блока, дополнительно потребуется изготовить только металлоконструкции и выполнить не значительные электромонтажные работы.
Как правило, большинство легких опорных кранов оснащаются не более чем 4 единицами ходовых колес. Для подвесных кранов современного образца, грузоподъемностью до 5 тонн, применяется унифицированный диаметр колес. Модели, предназначенные для подъема от 1 до 2 тонн, движутся на 8 колесах, а модели на 3 тоны на 12 колесах.
Увеличенное число колес обусловлено тем, что связке конструкции колесо и полка двутавра, именно двутавр более уязвим. Поскольку для его изготовления применяется более пластичная сталь.