
Согласно «Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» (утвержденные 31.12.1999), любой кран, оборудованный стрелой, должен быть оснащен специальным устройством, ограничивающим его грузоподъемность. Он служит для автоматического отключения механизма вылета стрелы при попытках переместить груз, масса которого превышает допустимые значения. Благодаря этой детали в случае непредвиденной ситуации удастся избежать разрушения отдельных частей ГПК или его опрокидывания, тем самым предотвратив множество серьезных проблем.
Как работают ограничители грузоподъемности
В основном на стреловых кранах используются универсальные электромеханические приборы – ограничители предельного груза (ОПГ). Принцип их работы сводится к сравнению усилия, возникающего при подъеме груза, и максимально возможного для конкретной модели значения. При превышении предельно допустимой нормы грузоподъемное устройство сразу же блокируется.
Ограничитель грузоподъемности крана состоит из следующих частей:
- панели сигнализации, позволяющей визуально контролировать работу крана;
- блока реле, который отключает электроснабжение при превышении нагрузки;
- датчиков преобразователей усилия (ДУС) для измерения параметров при вертикальном перемещении груза и датчиков преобразования угла (ДУГ), которые учитывают горизонтальный вылет стрелы;
- измерительного моста для сравнения всех значений.
В данный момент на рынке представлено несколько видов ОПГ для кранов. Они отличаются между собой наличием и способом установки ДУГ и ДУС, а также возможностью отключить подъемный механизм в ручном или автоматическом режиме. Выбор и применение различных модификаций ограничителей регламентирован эксплуатационной документацией производителя крана.