Техническое освидетельствование мостового крана должно проводиться согласно руководству по эксплуатации изделия и обязательно при участии инженерно-технических работников, ответственных за надзор и содержание грузоподъемного оборудования в исправном состоянии.
Когда необходима данная процедура?
- Полная проверка проводится не реже одного раза в 3 года (для техники, которая используется редко, раз в 5 лет), а также каждый раз после проведения капремонта или повторного монтажа крана.
- Частичное освидетельствование должно осуществляться как минимум один раз в год.
Внешний осмотр
Оценка технического состояния мостового крана начинается с ревизии концевых и пролетных балок. В ходе осмотра выявляются повреждения, которые могут привести к непоправимым последствиям. При обнаружении трещин на несущих конструкциях следует сразу же прекратить эксплуатацию техники.
Основным методом оценки является визуальный осмотр металлоконструкций. Предварительно участки, предрасположенные к появлению трещин, очищаются от загрязнений. Если лакокрасочное покрытие деталей находится в хорошем состоянии, следы коррозии и другие повреждения видны отчетливо. В помещениях с плохим освещением нужно использовать дополнительные переносные источники света.
Видимые невооруженным глазом пятна ржавчины и сомнительные сварные швы, способные замаскировать трещины, очищаются абразивным кругом. Более полную картину можно получить при помощи различных средств и методов дефектоскопии.
Где чаще всего появляются трещины?
Проблемными местами у мостовых кранов являются участки, на которые приходится основная нагрузка:
- крепления буксового узла;
- балочный стык;
- место фиксации рельсов грузовой тележки в верхней части пролетной балки;
- точки крепления рейлингов к торцам концевых балок;
- в нижней части пролетной балки, где наклонный участок переходит в горизонтальный;
- в точках вертикальной стенки, где располагаются крепежные элементы кронштейнов, на которых держатся обслуживающие платформы;
- в местах соприкосновения с кабиной управления.
Визуальную проверку проводят с применением 10-кратной лупы в условиях достаточного освещения. Помимо основных и концевых балок осмотру должны подвергаться грузовая тележка, кабина крана, кожухи, лестницы и другие элементы, не являющиеся несущими.
Если в ходе осмотра было обнаружено расслоение металла, следующим этапом должна стать ультразвуковая диагностика, которая позволит определить площадь распространения данного дефекта. При выявлении механических повреждений элементов конструкции проводятся их замеры. Затем полученные параметры сравниваются с предельно допустимыми размерами таких дефектов, а в случае их превышения данные фиксируются в специальной ведомости.