
Функционирование любого тормозного устройства сводится к созданию большой силы трения между движущейся частью и прижимаемой к ней колодкой или лентой. В связи с тем, что грузоподъемное оборудование отличается сложной конструкцией и представляет собой потенциальную опасность для персонала, тормозная система кранов и ее качество имеют огромное значение. Она помогает предотвратить непроизвольные движения техники, обеспечивает возможность остановки механизмов и удержания грузов на весу.
Механизм работы тормозов мостового крана
Принцип действия системы торможения кранового оборудования основан на преобразовании кинетической энергии, которая расходуется при совершении движений, в тепловую. Самый простой способ для этого – трение. Именно по этой причине в древних тормозах имелась особая накладка, которая останавливала колесо в нужный момент, просто плотно прижимаясь к нему.
В дальнейшем современные технологии позволили не просто останавливать оборудование, но и собирать теряемую в процессе энергию в накопители и использовать ее повторно.
Виды тормозов для мостовых кранов
Подобное оборудование чаще всего оснащается двумя типами тормозов.
1. Колодочная тормозная система
В данном случае при активации тормоза колодки разжимают приводной вал, который вращается и приводит в движение лебедку с тросом. Существуют рабочие режимы, при которых колодки могут притормаживать вал для плавного поднимания и опускания груза или полностью блокируют его.
Тормозная колодка внешне представляет собой металлическую пластинку со специальной накладкой. Обе они повторяют форму поверхности, к которой прижимаются. Материал для изготовления таких колодок содержит несколько компонентов, среди которых можно встретить керамику, разные волокна и минералы, каучук, смолы и т.д.
Качественная колодка должна быть устойчива к воздействию высоких температур. Снижению срока ее службы, помимо перегрева, способствуют вода, масла, антифриз и другие агрессивные жидкости.
2. Дисково-колодочная тормозная система
Конструкцией этого механизма предусмотрено наличие металлического тормозного диска, который соединяется с одним из валов и вращается между двумя тормозными колодками. Такие тормоза удобны в эксплуатации, что обусловлено возможностью легко контролировать износ накладок и при необходимости их быстро заменить. Для этого нужно просто освободить два штифта, вынуть колодку с накладкой и установить на ее место новую.
Дисково-колодочные тормоза служат дольше, чем детали колодочной системы. В частности, и из-за того, что около 90 % поверхности диска не вступает в контакт с фрикционным материалом, а значит детали не подвергаются сильному перегреву.