Запуск, остановка, изменение скорости вращения электродвигателей и их направления выполняется с помощью различных механизмов – механических и магнитных контроллеров, резисторов и крановых концевых выключателей.
Контроллеры
В процессе работы крана используются котроллеры нескольких видов:
1. Механические:
- барабанные – для работы при небольших нагрузках;
- кулачковые – для режимов средней и высокой интенсивности.
2. Магнитные.
Универсальные и простые в эксплуатации, применяются на крановом оборудовании средней и большой грузоподъемности. Данный тип контроллера обеспечивает автоматический пуск, торможение и обратный ход электрического привода, оптимизируя работу двигателя и температурный режим.
Концевые выключатели
Благодаря использованию концевых электромеханических аппаратов, удается избежать предельно-допустимых положений при эксплуатации крана. Подобные выключатели не только ограничивают ход моста и крановые тележки, но и блокируют двери и люки кабины.
Концевые выключатели делятся на 3 типа:
- вращающиеся, отвечающие за подъем крюка и ограничение его положения
- с самовозвратом в первоначальное положение;
- рычажные механизмы, ограничивающие конечные положения крана.
Крановые резисторы
Это элементы электроцепи, обеспечивающие процессы запуска, торможения и переключения скорости электроприводов. Они отвечают за ограничение напряжения и тока при пуске, регулируют частоту вращения электропривода и защищают обмотки и катушки от воздействия высокого тока.
Также крановые резисторы используются в цепях управления, подъемных и тормозных электромагнитах. Они представляют собой ящики из чугуна или стали, которые изолируются в связи с тем, что сильно нагреваются при работе.
В зависимости от режима работы крана существуют регулируемые и нерегулируемые резисторы. В основном применяются элементы следующих типов:
- пусковые;
- тормозные;
- регулирующие;
- добавочные;
- разрядные.
Защитные панели
Грузоподъемная техника – объект повышенной опасности, поэтому следует тщательно соблюдать все правила ее эксплуатации.
К устройствам, обеспечивающим управление и защиту кранового оборудования, относятся специальные защитные панели. Это металлические шкафы с дверями, которые устанавливаются в кабине и служат для размещения аппаратуры.
Преимуществом перевода мостовых кранов на пультовое управление является существенная экономия денежных средств и оптимизация рабочих процессов. В подобных случаях кран до 10 тонн не нужно регистрировать в Ростехнадзоре. Соответственно, нет необходимости проводить и оплачивать экспертизу промбезопасности. Кроме того, с помощью устройств дистанционного управления можно сэкономить на персонале (функции оператора крана и стропальщика может выполнять один рабочий).