Техническое обслуживание кранов

Любая техника, а тем более грузоподъемные механизмы, должны эксплуатироваться исключительно в исправном состоянии, так как их поломки грозят не только остановкой производственного процесса, но чреваты серьезными авариями и человеческими жертвами.
Подъемные краны любых типов и грузоподъемности содержат рекомендации по регламенту обслуживания, указанные в паспорте сроки должны соблюдаться неукоснительно. Своевременное техническое обслуживание кранов обеспечит стабильную работу оборудования и продлит срок его эксплуатации.
При мероприятиях, связанных с обслуживанием мостового крана, прежде всего, требуется отключить его от источника электрического питания, рубильник главных троллей необходимо закрыть на замок, повесить предупреждающую табличку «Не включать. Работают люди».
Существует несколько типов обслуживания:
- ежесменное (ЕО);
- периодическое (ТО);
- второе техобслуживание (ТО-2);
- сезонное (СО).
ЕО проводится крановщиком. Перед началом каждой смены он должен очищать механизмы от пыли, снега; проверять уровень масла в системе; контролировать крепление механизмов, канатов, крюка подъема и надежность его фиксации к крюковой подвеске. Обязательна проверка тормозных механизмов и рукояток управления, исправность приборов.
Первичное ТО, так же как ТО-2 и СО, выполняет бригада слесарей и электриков под руководством опытного инженера или техника. Если на производстве отсутствуют квалифицированные мастера по обслуживанию подъемных механизмов, следует обращаться в специализированные компании по ремонту подъемной техники. Заключение договора с сервисной организацией на постоянной основе дает заказчику гарантию соблюдения сроков профилактических работ, незамедлительного выезда специалистов при аварийной ситуации.
В перечень обязательных работ первичного ТО входят:
- очищение от пыли и грязи;
- проверка сварных швов на всех металлоконструкциях;
- смазка ходовых и поворотных частей, лебедок;
- проверка канатов и крюков их крепления;
- проверка тормозной системы и приборов безопасности;
- смазка всех механизмов согласно карте смазки;
- проверка состояния электрооборудования – крепление проводов, кабелей, контроль исправности сигнальной системы, подсветки, выключателей;
- проверка крановых путей;
- проверка заземления, заправка крана топливом.
ТО-2. При втором техобслуживании, кроме вышеперечисленных мер, проводится более тщательная поузловая проверка, ремонт или замена изношенных деталей, продувка электродвигателя, очистка магнитной системы, очистка изоляторов сопротивления, замена нарушенной изоляции проводов и кабелей, проверка гидравлической и пневмосистемы.
СО. Сезонное обслуживание проводится после окончания зимнего или летнего сезона. Заменяются сезонные масла и смазки, промываются масляные фильтры, баки, система охлаждения. В полном объеме проводится ТО-2.
Пооперационные мероприятия по обслуживанию кранов и подъемных механизмов описаны в паспорте к устройствам. Их необходимый перечень определяет производитель.
Текущий и капитальный ремонт
Кроме техосмотров, в сроки, установленные регламентом, должны проводиться профилактический текущий и капитальный ремонт кранов.
При проведении текущего ремонта проводят частичную разборку крана, устраняют неисправности, возникшие в процессе работы крана, заменяют отдельные узлы новыми или отремонтированными, делается замена масел и смазок.
При капитальном ремонте проводится полное восстановление любых, в том числе базовых, частей крана, покрытие механизмов антикоррозийными смазками, покраска.