
Нередко при выполнении погрузочно-разгрузочных, строительных, складских и монтажных работ возникают ситуации, в которых для успешного выполнения поставленной задачи без использования грузоподъемных механизмов (ГПМ) просто не обойтись. Различаются они не только по предназначению, но и по типу привода, принципу действия, специфике выполняемых работ, подвижности и т. д.
Условно все грузоподъемные механизмы делятся на простые и сложные. Первые, к которым относятся блоки, тали, полиспасты, лебедки и домкраты состоят из небольшого количества деталей и, как правило, имеют ручной привод. Что же касается сложных ГПМ, то к ним можно отнести подъемные краны, которые в свою очередь подразделяются на консольные, мостовые, козловые, башенные и т. д., а также манипуляторы, подъемники, тельферы и лифты.
Цели технического обслуживания грузоподъемных механизмов
Как и все другие механизмы, грузоподъемные нуждаются в своевременном техническом обслуживании. Под данным термином подразумевается комплекс мероприятий, направленный на поддержание работоспособности и исправности как в процессе непосредственного использования по назначению, так и во время транспортировки, хранения и подготовке к эксплуатации.
Обслуживание грузоподъемных механизмов направлено на достижение сразу нескольких целей:
- обеспечение постоянной готовности к эксплуатации, так как только полностью исправный ГПМ способен работать с высокой производительностью;
- обеспечение безопасности работы;
- выявление и устранение факторов, способствующих преждевременному износу, выходу из строя деталей, узлов и сборочных элементов механизма;
- максимальное удлинение межремонтных сроков;
- обеспечение минимального расхода эксплуатационных материалов: масла, топлива, электроэнергии, смазки.
- предупреждение аварийных ремонтов.
Виды планового технического обслуживания ГПМ
Техническое обслуживание каждого отдельно взятого ГПМ осуществляется в соответствии с инструкцией и планом-графиком, которые разрабатываются на основании нормативной документации по эксплуатации. Крайне важно, чтобы обслуживание проводилось регулярно, в независимости от времени года и условий эксплуатации.
Принято выделять 3 основных вида технического обслуживания ГПМ.
- Ежесменное (ЕО) – проводится перед началом работы и по завершении смены, и предусматривает в большей степени визуальный контроль основных агрегатов, узлов и приборов безопасности.
- Сезонное (СО) – проводится весной и осенью. Предусматривает замену расходных материалов во всех агрегатах грузоподъемного механизма.
- Периодическое (ТО) – бывает первое и второе. Проводится через 200 и 600 м/часов работы механизма соответственно. Предусматривает проверку исправности, регулировку и наладку всех основных узлов и агрегатов ГПМ.
Если ежесменное техническое обслуживание проводит непосредственно машинист грузоподъемного механизма, то периодическое и сезонное – нередко поручается бригаде высококвалифицированных электриков и слесарей, возглавляемой опытным инженерно-техническим работником.
Детализированный перечень работ по техническому обслуживанию разрабатывается для каждого типа грузоподъемных механизмов отдельно. При этом важно понимать, что их эффективность и надежная работа зависит не только от своевременного проведения таких профилактических мероприятий, но и от конструктивных и эксплуатационных качеств того или иного механизма.