Козловыми кранами называют грузоподъемные устройства мостового типа, пролетные конструкции которых установлены на движущиеся по рельсам опоры. Визуально строения напоминают монтажные козлы – отсюда и появилось их название. Такие системы широко применяются для работы на производственных или строительных площадках, в судостроении, на складах и гидроэлектростанциях и др.
Особенности конструкции козловых кранов
В зависимости от конкретных характеристик выделяют несколько типов кранового козлового оборудования. От конструктивных нюансов каждого из них зависит список выполняемых задач.
Типы по назначению:
- Перегрузочные. Это спецтехника с электроприводом и двумя консолями грузоподъемностью до 32 тонн и выше. Сфера применения – работы по перемещению грузов на складах, металлобазах.
- Строительно-монтажные. Могут перемещать грузы массой до 400 тонн. Используются при монтаже промоборудования и строительстве модульных зданий.
- Специальные. Имеют большую грузоподъемность – до 500 тонн. Разработаны для обслуживания портов, крупных ж/д узлов и т.д.
Виды по конструкции пролетного строения:
- Однобалочные. При современном производстве представляют собой изделие коробчатого типа (встречаются поперечные балки с трубчатым сечением или в виде фермы с ячейками). Непритязательные в обслуживании, могут иметь длительный срок службы за счет регулярной обработки узлов защитными составами.
- Двухбалочные. Их грузоподъемность может достигать от 50 от 1600 тонн в зависимости от модели. Несущая деталь моста также представлена в виде коробчатой конструкции, однако имеет более компактные размеры, поэтому ее несложно перевозить.
Классификация по расположению консолей
Консоль – это часть моста, выходящая за пределы опоры и обеспечивающая увеличение зоны охвата техники. Различают такие виды козловых кранов:
- Безконсольные. Особенность механизма: тележка движется только по главному пролету.
- Одноконсольные. У них пролетная конструкция с одного бока выходит за пределы опоры.
- Двухконсольные. Отличаются тем, что за границы опор выходят две части моста.
Типы по виду грузозахватных механизмов:
- Крюковый. Универсальный вариант, представляющий собой устройство с крюком, имеющим один или два «рога».
- Магнитный. В данном случае груз захватывается при помощи электромагнита. Такой механизм может поднимать вес до 30 тонн и применяется при транспортировке стали и чугуна.
- Грейферный. Кран с ковшом, который широко применяется в сельском хозяйстве, при добыче угля и на лесозаготовках.
Виды по типу привода:
- Ручные. Встречаются как на улице, так и в помещениях. Такие краны передвигаются на колесах и могут комплектоваться ручной талью или тельфером с электроприводом.
- Электрические. Работа техники обеспечивается электродвигателем дистанционно или из кабины машиниста. Перемещаться может исключительно по рельсам.
Другие разновидности козловых кранов
Помимо оборудования с идентичным набором конструктивных частей существуют другие типы, не подпадающие под общую классификацию. К ним относятся:
- Полукозловые краны. Имеют специфический механизм перемещения: с одной стороны размещена обычная тележка, с другой – концевая балка. Благодаря этому сочетанию их можно монтировать на пути с перепадом высот. Такая техника изготавливается по спецзаказу, обычно имеет сравнительно небольшой вес и отличается отсутствием консолей.
- МПУ. Самый доступный вариант, негабаритный, простой в обслуживании и эксплуатации. В качестве подъемного механизма может быть тельфер или шестеренная таль.