Процедура окрашивания кранов регламентирована действующим российским законодательством. Являясь антикоррозийной защитой оборудования, окраска повышает уровень безопасности работы грузоподъемных механизмов, увеличивает срок их службы.
Как подготовить кран к покраске
Не стоит недооценивать предварительные процедуры. На подготовленные поверхности краска ляжет лучше и будет держаться гораздо дольше. Обязательными этапами являются:
- Снятие остатков прежнего покрытия, следов ржавчины и коррозии.
- Очистка всех металлических деталей от загрязнений.
- Обезжиривание. Многие краски негативно реагируют на оставшиеся частицы масла.
- Грунтование поверхностей окрашивания. Выполняется суриком на основе свинца или железа или смесями для грунтовки ГФ-20, ФЛ-03-К (и аналогами). Рекомендуется грунтовать в плюсовую температуру и в закрытом помещении. В противном случае это может сказаться на качестве окрашивания.
При выборе краски стоит обратить внимание на специальные вещества, содержащие антикоррозийные добавки. Требования к красящим составам для крановой техники содержатся в ГОСТ 9.032-74.
Какие виды краски для кранов бывают?
Лакокрасочная продукция подбирается в зависимости от вида крана и его назначения. Класс и группа покрытия указаны в требованиях на изготовление крана. Производитель маркирует оборудование в соответствии с требованиями госстандартов на данный тип крана. С этой целью на спецтехнике устанавливается металлическая табличка, на который выбиты: наименование, товарный знак завода, марка крана, его номер, дата выпуска и грузоподъемность.
Используются следующие разновидности покрытия:
- Масляные краски, атмосферостойкие, пентафталевые и нитроэмали. Должны соответствовать ГОСТ 6465-76, применяются для окрашивания техники, работающей на открытом воздухе.
- Составы на алкидной основе типа МЛ. Ими красят автокраны или грузоподъемное оборудование, которое установлено в закрытых помещениях.
Разрешенная цветовая гамма
Стандарты ГОСТ регламентируют не только периодичность покраски кранов (минимум 1 раз в 2 года), но и перечень цветов, которые можно использовать. Например, в ГОСТ 1156-71 указано, что внешне кран должен соответствовать требованиям технической эстетики. Рекомендации разных НИИ содержат такие условия: основание крана окрашивается в темные тона, а остальные детали – в светло-красный или желтый.
Во избежание аварийных ситуаций на производстве некоторые части грузоподъемных механизмов маркируют специальным окрасом. На отдельные элементы наносится «зебра»: чередование черных и белых (или желтых) контрастных полос. Их параметры тоже оговорены: ширина 100 мм, угол нанесения – 45°. По правилам ГОСТ 12.2.058-81 такой расцветкой отмечаются узлы, наиболее опасные для рабочих, находящихся снизу. Полосатыми должны быть:
- Подвижная часть стрелы.
- Кабина машиниста.
- Внешние элементы ходовой части мостовых кранов.
- Подвеска крюка.
- Выносные опоры.
- Детали поворотной платформы, выступающие за габариты статичной части.