Эксплуатация козлового крана просто невозможна без использования подкрановых путей, которые обеспечивают быструю транспортировку спецтехники по отдельным производственным зонам. Крайне важно, чтобы процесс транспортировки козлового крана выполнялся в соответствии с предписанными нормами техники безопасности. А это, отчасти, обеспечивается за счет правильного монтажа подкрановых путей.
Самодеятельность в этом вопросе не допустима, устройство подкрановых путей регламентируется ГОСТом Р56944-2016. Подкрановые пути относятся к категории наземных. Их устройство в некоторой степени схоже с устройством подкрановых путей для подъемно-транспортного оборудования.
Основное отличие состоит в том, что подкрановые пути для КК обладают повышенной дистанцией между рельсами.
Составляющие кранового пути для козлового крана:
- земляное полотно;
- дренаж;
- шпалы и рельсы;
- бетонные балки;
- крепежные элементы;
- заземление.
Крановый путь условно делится на две основные части:
- верхняя;
- нижняя.
Первый слой представляет собой земляную насыпь, своебразная подушка для хорошей амортизации, далее укладывается рельсовый путь. Здесь технология укладки существенно отличается, от укладки традиционного рельсового пути. После того, как рельсовый путь, заземление и электрооборудование проложены, необходимо сформировать дренажную систему. Чаще всего, для этого используют щебень, гравий (размер фракции значения не имеет), песок или смесь песка с мелкой фракцией гравия. Очень важно, чтобы этот слой не содержал мусора. Этот слой в структуре кранового пути специалисты называют балластом.
Балласт обеспечивает стабильность рельс во время передвижения кранового пути.
В качестве подрельсовых опор используются плиты. Это могут быть:
- бетонные;
- железобетонные конструкции;
- деревянные балки.
Обязательно для прочной фиксации рельс в системе кранового пути необходимо применять сварочные работы. Так, при укладке рельс на шпалы, помимо механической фиксации (с помощью стальной проволоки), усилить фиксацию потребуется с помощью огневых работ.
Рельсы для крана могут быть двух категорий:
- обычные железнодорожные (маркировка Р),
- специализированные крановые (маркировка КР).
Для соблюдения техники эксплуатации и техники безопасности, рельсовые пути должны быть оборудованы ограничителями, тупиковыми опорами. Тупиковые опоры необходимо устанавливать в предполагаемом месте полной остановки козлового крана.
Процесс торможения многотонной конструкции, в том числе и на холостом ходу обеспечивает резиновая подушка или буфер. При отключении электроэнергии для безопасного торможения козлового крана – буфер незаменимый элемент. Его установка в системе путей обязательна к установке.
Кабельные сети в системе подкрановых путей, прокладывают согласно установленных стандартов техники безопасности. При их проектировке обязательно стоит учитывать уже существующие коммуникационные системы.
Также, по предписанным правилам техники безопасности, прокладка путей и эксплуатация козлового крана невозможна без заземляющего устройство. Каждый заземляющий элемент необходимо располагать на расстоянии 2,5-3,5 метра вдоль всего подкранового пути.
Перед вводом в эксплуатацию подкрановых путей, обязательно необходимо пройти их обкатку. Для этого, козловой кран без груза прогоняют вдоль всего пути не менее 15 раз. После чего тестируют полотно с контрольным грузом. И если тестирование не выявит слабых мест в проекте, можно приступать к вводу в эксплуатацию подкранового пути козлового крана.